Статья посвящена современной проблематике воспитания и социализации в связи с введением в образование программ социально-эмоционального обучения (СЭО) за рубежом и в России. СЭО проанализировано в историческом контексте, выявлена его связь с гуманистической парадигмой. При проблематизации СЭО обнаруживается, что важнейшие смыслы программ применительно к воспитанию определяются как опора на внутренний опыт, поворот к субъектности (условию «практик себя»), а также как мотивационный переход к эмпатии, любви и нравственности и обеспечиваются применением созерцательных практик, производящих замедление, остановку, молчание и создающих условия для развития эмпатии и любви. В философском анализе контекста современного образования выявлены влияния, представляющие риски для воспитательных возможностей СЭО. Осмысляя их, автор рассматривает как симптоматичное вытеснение «воспитания» «научением» и связывает причины последнего с образовательной политикой в мире, испытывающей влияние неолибералистской ментальности, ориентированной на экономический подход в понимании человека
Похожие записи
СЕМИНАР “Как говорить о СЭЭО с детьми”
СЕМИНАР “Как говорить о СЭЭО с детьми” 23 ноября 2023 ведущие семинара Анна Рукавишникова и Ольга Кузовкина с поддержкой модератора Надежды Циммерман, детально и кропотливо проанализировав свой более чем двухлетний опыт преподавания занятий СЭЭО, поделились своими наблюдениями, инструментами и “лайфхаками” 1) Как привлечь, заинтересовать ребят заниматься на курсе; 2) Как удержать, поддерживать желание заниматься. Обе темы они рассмотрели…
Монография “Мир людей. Учить жить вместе, в радости, в добре”
В санкт-петербургском издательстве РХГА опубликовано исследование социально-эмоционально-этического направления образования, представленного как часть мировой и российской гуманистической традиции. Автор исследования – Маргарита Николаевна Кожевникова, философ образования, кандидат философских наук, основатель сообщества социально-эмоционально-этического образования “Мир людей”, автор ряда книг и десятков научных статей Внимание к социальной, эмоциональной и этической областям образования и понимание их единства были характерны для…
Как использовать инструментарий СЭЭО на занятиях арт-терапией с детьми?
Этим опытом в рамках проведенного 15 декабря 2023 мастер-класса поделиласьведущая ЛЕНА АНДЕРСОН – педагог, арт-терпевт, член совета сообщества СЭЭО “Мир Людей” с поддержкой модератораОЛЬГИ КУЗОВКИНОЙ – сертифицированного коуч-практика, действующего педагога СЭЭО, event- менеджера и члена совета сообщества СЭЭО “Мир людей” Видеозапись мастер-класса по ссылке https://youtu.be/8btcio6DWI8
Социально-эмоционально-этическое обучение в контексте российского дополнительного образования
В представленном исследовании поднята проблема соотнесения инновационного направления«социально-эмоционально-этического образования» (СЭЭО) с российским образованием. Проанализированы возможности использования СЭЭО в современной системе дополнительного образования детей, исходя из задач и направлений дополнительного образования на современномэтапе
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ СЕМИНАР«СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ»
Статья посвящена проблематике введения концепций и практик эмоционального интеллекта в образование, размышлению о возможностях социально-эмоционального обучения применительно к воспитанию, о необходимости их использования в подготовке педагогов