Статья посвящена современной проблематике воспитания и социализации в связи с введением в образование программ социально-эмоционального обучения (СЭО) за рубежом и в России. СЭО проанализировано в историческом контексте, выявлена его связь с гуманистической парадигмой. При проблематизации СЭО обнаруживается, что важнейшие смыслы программ применительно к воспитанию определяются как опора на внутренний опыт, поворот к субъектности (условию «практик себя»), а также как мотивационный переход к эмпатии, любви и нравственности и обеспечиваются применением созерцательных практик, производящих замедление, остановку, молчание и создающих условия для развития эмпатии и любви. В философском анализе контекста современного образования выявлены влияния, представляющие риски для воспитательных возможностей СЭО. Осмысляя их, автор рассматривает как симптоматичное вытеснение «воспитания» «научением» и связывает причины последнего с образовательной политикой в мире, испытывающей влияние неолибералистской ментальности, ориентированной на экономический подход в понимании человека
Похожие записи
Общая характеристика СЭЭО
В статье показано как социальное, эмоциональное, этическое образование отвечает на современные вызовычеловечества. Отдельно уточнены аспекты каждого из направлений СЭЭО. Автор: Аюна Дидяева, Улан-Удэ.
Как использовать инструментарий СЭЭО на занятиях арт-терапией с детьми?
Этим опытом в рамках проведенного 15 декабря 2023 мастер-класса поделиласьведущая ЛЕНА АНДЕРСОН – педагог, арт-терпевт, член совета сообщества СЭЭО “Мир Людей” с поддержкой модератораОЛЬГИ КУЗОВКИНОЙ – сертифицированного коуч-практика, действующего педагога СЭЭО, event- менеджера и члена совета сообщества СЭЭО “Мир людей” Видеозапись мастер-класса по ссылке https://youtu.be/8btcio6DWI8
Встреча российской школы с «социально-эмоционально-этическим образованием»: организационно-педагогические условия
Статья предназначена для тех, кто приступает к внедрению программы cоциального, эмоционального, этического образования (СЭЭО) в общеобразовательной школе.
Добавлено: Авторы представили основные идеи и цель СЭЭО, особенность структуры и методики, варианты способов реализации программы, пошаговый алгоритм включения занятий СЭЭО в структуру школьной жизни. В статье также кратко описаны способы оценки результатов реализации программы и риски, которые стоит учесть при внедрении СЭЭО в школе.
Проблема гуманитарного оценивания в социально-эмоционально-этическом образовании
Как отследить прогресс от занятий по программам СЭЭО? Какие цели ставятся перед педагогом при оценивании таких занятий? Авторы статьи анализируют особенности оценивания в области социального, эмоционального и этического образования, соотносят эти особенности с государственными стандартами, и предлагают основные принципы оценивания Авторы: Н. В. Циммерман, М. Н. Кожевникова (Санкт-Петербург, Россия)
Новая дидактика «Социально-Эмоционально-Этического Образования»: роль педагогического модерирования
Программы СЭЭО предполагают особую позицию учителя во время занятий, позволяющую вести открытый и доверительный диалог с учениками, выстраивать атмосферу сотрудничества и взаимопонимания. Методы педагогической модерации полностью соответствуют этим требованиям.
В статье описаны характеристики и этапы педагогической модерации, приведён пример занятия по программе СЭЭО, в сопоставлении с ключевыми элементами модерации.
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ СЕМИНАР«СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ»
Статья посвящена проблематике введения концепций и практик эмоционального интеллекта в образование, размышлению о возможностях социально-эмоционального обучения применительно к воспитанию, о необходимости их использования в подготовке педагогов