Статья посвящена современной проблематике воспитания и социализации в связи с введением в образование программ социально-эмоционального обучения (СЭО) за рубежом и в России. СЭО проанализировано в историческом контексте, выявлена его связь с гуманистической парадигмой. При проблематизации СЭО обнаруживается, что важнейшие смыслы программ применительно к воспитанию определяются как опора на внутренний опыт, поворот к субъектности (условию «практик себя»), а также как мотивационный переход к эмпатии, любви и нравственности и обеспечиваются применением созерцательных практик, производящих замедление, остановку, молчание и создающих условия для развития эмпатии и любви. В философском анализе контекста современного образования выявлены влияния, представляющие риски для воспитательных возможностей СЭО. Осмысляя их, автор рассматривает как симптоматичное вытеснение «воспитания» «научением» и связывает причины последнего с образовательной политикой в мире, испытывающей влияние неолибералистской ментальности, ориентированной на экономический подход в понимании человека
Похожие записи
Новая дидактика «Социально-Эмоционально-Этического Образования»: роль педагогического модерирования
Программы СЭЭО предполагают особую позицию учителя во время занятий, позволяющую вести открытый и доверительный диалог с учениками, выстраивать атмосферу сотрудничества и взаимопонимания. Методы педагогической модерации полностью соответствуют этим требованиям.
В статье описаны характеристики и этапы педагогической модерации, приведён пример занятия по программе СЭЭО, в сопоставлении с ключевыми элементами модерации.
Оценивание в социально-эмоционально-этическом образовании с позиции гуманистической парадигмы
В статье представлена теоретическая модель оценивания в социально-эмоционально-этическомобразовании
Общая характеристика СЭЭО
В статье показано как социальное, эмоциональное, этическое образование отвечает на современные вызовычеловечества. Отдельно уточнены аспекты каждого из направлений СЭЭО. Автор: Аюна Дидяева, Улан-Удэ.
Монография “Мир людей. Учить жить вместе, в радости, в добре”
В санкт-петербургском издательстве РХГА опубликовано исследование социально-эмоционально-этического направления образования, представленного как часть мировой и российской гуманистической традиции. Автор исследования – Маргарита Николаевна Кожевникова, философ образования, кандидат философских наук, основатель сообщества социально-эмоционально-этического образования “Мир людей”, автор ряда книг и десятков научных статей Внимание к социальной, эмоциональной и этической областям образования и понимание их единства были характерны для…
СЕМИНАР “Как говорить о СЭЭО с детьми”
СЕМИНАР “Как говорить о СЭЭО с детьми” 23 ноября 2023 ведущие семинара Анна Рукавишникова и Ольга Кузовкина с поддержкой модератора Надежды Циммерман, детально и кропотливо проанализировав свой более чем двухлетний опыт преподавания занятий СЭЭО, поделились своими наблюдениями, инструментами и “лайфхаками” 1) Как привлечь, заинтересовать ребят заниматься на курсе; 2) Как удержать, поддерживать желание заниматься. Обе темы они рассмотрели…